Для начала, о самих измененениях в законодательстве:
01.07.15 был принят территориальное управление Россельхознадзора. Самое интересное в Законе:
- с 01.01.16 возможно оформление ветеринарно-сопроводительных документов, далее ВСД (ветсвидетельства или ветсправки) в бумажном или электронном виде - по желанию собственника продукции;
- с 01.01.18 оформление ветеринарно-сопроводительных документов (ветсвидетельства или ветсправки) только в электронном виде;
- оформление ВСД допускается не только сотрудниками ветеринарной службы, но и сотрудниками предприятий (что это означает для компании далее по тексту)
На государственном уровне принято решение ослабить бюрократический конроль за бизнесом. Конкретные шаги предпринимаются уже сейчас.
Государство говорит - мы доверяем бизнесу оформлять ВСД своими силами. Т.е. один или несколько сотрудников компании будут зарегистрированы в системе Меркурий и смогут самостоятельно вести учёт ВСД без привлечения сотрудников ветслужбы.
Такой порядок распространяется на переработанную и упакованную продукцию. В итоге - ветеринарный документооборот будет для компании БЕСПЛАТНЫМ.
Можете уточнить сколько денег каждый месяц тратится для оформления ВСД и сразу станет очевидна выгода новой схемы.
Насколько известно, инициатором внедрения системы электронных ВСД выступала сеть X5. Затраты сети на обслуживание ветеринарного документооборота составляют 400 млн. руб. в год. И они выделили 120 млн руб. на развитие идеи электронных ветсвидетельств.
Динамика оформления электронных ветеринарных сертификатов в Российской Федерации. По горизонтальной оси – количество электронных ветеринарных сертификатов, оформленных за месяц.

Как видно из рисунка, тенденция налицо.
Особенности работы с электронными ВСД (ЭВСД)
Самое главное - любое перемещение грузов вне склада должно сопровождаться ЭВСД.
На уровне страны это означает, что будет организован партионный учёт движения товара между компаниями в разрезе ВСД: каждый приход товара на склад сопровождается ЭВСД и каждый расход товара сопровождается ЭВСД.
Отдельное ЭВСД оформляется на каждое наименование товара с указанием дат производства (до 01.01.18 допускается оформление ЭВСД на группу товаров, например, колбаса в ассортименте).
Возможность ведения ЭСВД силами предприятий не означает отсутствие ветеринарного контроля со стороны государства. Импорт в обязательном порядке проходит ветеринарный контроль. Все пересенения товаров через границу Таможенного союза фиксируются в системе Аргус.ХС.
Что поменяется для бизнеса
- Учет движения товара должен вестись в разрезе ВСД и сроков годности - это может означать необходимость внедрения WMS.
- Внедрение контроля за движением товара на государственном уровне - при выявлении расхождений в приходе и расходе автоматически могут направляться проверки контролирующих органов на предприятия. Правило такое - чем больше расхождений в учёте товара, тем больше вероятность направления проверки. До 01.01.18 устанавливается порог расхождения в 5%, на который контролирующие органы не будут обращать внимание.
- Необходимо строго контролировать инвентаризацию; возврат товара от покупателей; частичные и полные непоставки товара в торговые точки.
Последствия для 1С от внедрения ЭВСД
- Учет движения товара должен вестись в разрезе ВСД и сроков годности. Фактически, это запуск партионного учёта.
- Нужно будет наладить взаимодействие с WMS-системами, в которых возможно будет отслеживать приход и расход товара в разрезе ВСД.
Как подключиться к системе Меркурий.ХС
1. Оформить заявление на подключение к системе Меркурий.ХС.С общей информацией по подключению можно ознакомиться по ссылке.
Предусмотрено 2 варианта обращения:
- оформить заявление на подключение на фирменном бланке и передать его в территориальное управление Россельхознадзора
- написать письмо и подписать электронно-цифровой подписью в адрес admin@fsvps.ru (для ИП - info@svfk.mcx.ru).
- Название организации;
- Юридический адрес;
- Фактический адрес;
- ИНН, КПП;
- ОГРН;
- Вид аттестованной деятельности;
- ФИО сотрудника, которому будет присвоена роль Администратора.
Также после предоставления доступа к системе нужно убедиться, чтобы в карточке предприятия были указаны склады, на которых хранится продукция компании.
2. Оформить заявление на подключение к Ветис:API.
Нужно подготовить письмо на фирменном бланке и отправить его скан по адресу api@vetrf.ru.
Сначала будет предоставлен доступ в режиме тестирования и после того, как пройдете проверку в корректности передаваемых данных, будет предоставлен доступ для передачи реальных данных.
3. Провести интеграцию Вашей учетной системы 1С с системой Меркурий.
Которую можно провести силами своих IT-специалистов или же воспользоваться услугами профессионалов.